Культура | |||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Палитра традиционной японской музыки
Веками музыкальные инструменты воспевали дух Японии и волновали души японцев. История японских духовых инструментов насчитывает более 1000 лет, а вот один из струнных инструментов появился только в XVIII веке. Все они внесли свой вклад в создание палитры японской музыки, исполнительских искусств. Если вы недостаточно хорошо знаете традиционную японскую музыку, вам может показаться, что все произведения звучат примерно одинаково. Это особенно справедливо в тех случаях, когда исполнители, одетые в традиционные одежды, играют на таких инструментах как сямисэн и сякухачи. Однако на самом деле эксперты насчитывают от 50 до 80 различных жанров традиционной японской музыки. Есть лишь несколько чисто инструментальных жанров, подавляющие большинство - это песни с инструментальным сопровождением. У всей вокальной музыки только одна мелодическая линия, даже когда поет не один исполнитель, а несколько. Большинство песен исполняются под аккомпанемент инструмента только одного типа. Традиционную японскую музыку классифицируют по способу декламации, по типу инструмента, а также тембру (тональной окраске) голоса и музыкального инструмента. Например, и декламация бунраку гидаю-буси, и песни Кабуки токивадзу-буси, и лирические песни нагаута - все они исполняются под аккомпанемент сямисэн, но мы их относим к различным жанрам в зависимости от тембра голоса или инструмента. Даже учитывая это, различия между жанрами по тембру очень незначительны. Это справедливо и в отношении вокала, и в отношении музыкальных инструментов. Во многих случаях только специалист может определить, какой же жанр исполняется сейчас. Тем не менее, музыканты считают эти тонкие различия очень важными и следят за тем, чтобы тембры не смешивались и не сливались друг с другом. Это одна из причин столь детальной классификации жанров. Особое внимание к незначительным отличиям в тембре ярко отражено в форме инструментов и стиле исполнения. Традиционные японские музыкальные инструменты, как и инструменты других стран, можно условно разбить на три большие группы: ударные, духовые и струнные.
Тембр сямсэн можно варьировать, изменяя струны, шейку и плектр - их размеры, толщину и вес или материал, из которого они сделаны. Есть чуть ли не два десятка видов сямисэн, которые отличаются высотой тона и тембром. Музыканты подбирают тот, который наиболее соответствует их жанру музыки. У всех сямисэн одна и та же длина, но струны, шейка и плектр сильно отличаются, так что регистр одного инструмента может отличаться то регистра другого почти на октаву. Тембр и диапазон звучания западных струнных инструментов в основном определяется их размером, как, например, при использовании альта вместо скрипки. Иногда сямисэн используется для аккомпанемента к громкому повествованию декламатора. Но для гейши, поющей песню о любви, нужны струны более нежного тембра. Для аккомпанемента в Кабуки и для коротких баллад коута требуется свой тембр, и в связи с этим сямисэн был несколько видоизменён. Некоторые другие традиционные инструменты также были немного модифицированы, чтобы добиться нужного тембра, а во время представления музыканты с этой же целью перенастраивают свои инструменты. Как мы видим, японская традиционная музыка довольно разнообразна. Разнообразие в основном достигается за счет использования различных приёмов для создания широкого тембрального диапазона - "цвета" японской музыки.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Владивостокское общество дружбы с Японией | |||||||||||||||||||||||||||||||
E-mail: vlad_japan@mail.ru |