Культура
Главная
Новости
События
Проекты
Фотоальбом
Культура
Образование
Спорт
Японская кухня
Дизайн
Карта сайта
Гостевая книга
Полезные ссылки

 

Палитра традиционной японской музыки

 

Веками музыкальные инструменты воспевали дух Японии и волновали души японцев. История японских духовых инструментов насчитывает более 1000 лет, а вот один из струнных инструментов появился только в XVIII веке. Все они внесли свой вклад в создание палитры японской музыки, исполнительских искусств.

Если вы недостаточно хорошо знаете традиционную японскую музыку, вам может показаться, что все произведения звучат примерно одинаково. Это особенно справедливо в тех случаях, когда исполнители, одетые в традиционные одежды, играют на таких инструментах как сямисэн и сякухачи. Однако на самом деле эксперты насчитывают от 50 до 80 различных жанров традиционной японской музыки. Есть лишь несколько чисто инструментальных жанров, подавляющие большинство - это песни с инструментальным сопровождением. У всей вокальной музыки только одна мелодическая линия, даже когда поет не один исполнитель, а несколько. Большинство песен исполняются под аккомпанемент инструмента только одного типа. Традиционную японскую музыку классифицируют по способу декламации, по типу инструмента, а также тембру (тональной окраске) голоса и музыкального инструмента. Например, и декламация бунраку гидаю-буси, и песни Кабуки токивадзу-буси, и лирические песни нагаута - все они исполняются под аккомпанемент сямисэн, но мы их относим к различным жанрам в зависимости от тембра голоса или инструмента. Даже учитывая это, различия между жанрами по тембру очень незначительны. Это справедливо и в отношении вокала, и в отношении музыкальных инструментов. Во многих случаях только специалист может определить, какой же жанр исполняется сейчас. Тем не менее, музыканты считают эти тонкие различия очень важными и следят за тем, чтобы тембры не смешивались и не сливались друг с другом. Это одна из причин столь детальной классификации жанров. Особое внимание к незначительным отличиям в тембре ярко отражено в форме инструментов и стиле исполнения.

Традиционные японские музыкальные инструменты, как и инструменты других стран, можно условно разбить на три большие группы: ударные, духовые и струнные.

Один из самых малых ударных инструментов - барабан коцудзуми. Два куска шкуры соединены веревками, образуя бочкообразный корпус барабана. Барабан держат левой рукой спереди на правой плече, а удары по нему наносят пальцами правой руки. Во время представления веревки стягивают, регулируя натяжение перепонки и таким образом изменяют высоту и громкость звука. Используется в Но, Кабуки и других видах тардиционного исполнительского искусства. Диаметр около 20 см. На большинстве японских барабанов играют двумя палочками, но по коцудзуми ударяют пальцами. Чтобы точно выдержать правильный тембр, барабанщики чутко прислушиваются к издаваемому звуку и регулируют натяжение тесёмок, которыми кожа прикреплена к бочкообразному корпусу барабана. Иногда им даже приходится дуть на кожу, чтобы ее влажность оставалась на уровне, нужном для сохранения специфического тембра.

 

  Один из духовых инструментов - бамбуковая флейта сино-буэ. Аккомпанируя певцу в пьесе Кабуки, флейтист выберет одну из 12 сино-буэ, которая и обеспечит нужный регистр (музыкальный диапазон). На местных праздниках по этой же причине используют 2-3 сино-буэ. Этих примеров достаточно, чтобы понять, как сильно музыканты стараются добиться тембра, которого требует музыка.  

Сямисэн и плектр, трех струн касаются большим плектром. Инструмент используется в Кабуки, бунраку и других видах исполнительского искусства. Длина около 100 см.

Самый известный из всех традиционных японских инструментов - сямисэн. Этот струнный инструмент подходит для многих видов традиционных представлений, потому что имеет широкий тембральный диапазон. Считается, что предшественником сямисэн был китайский сангэн, который попал в Японию через острова Рюкю (современную Окинаву). Корпус сямисэн представляет собой деревянный каркас, туго обтянутый шкурой. Трёх струн, которые тянутся от корпуса к верхушке шейки, касаются большим плектром. Сначала, когда сямисэн только-только появился в Японии, струны перебирали маленьким медиатором на указательном пальце, но музыканты бива изменили этот приём. Их инструмент, своего рода лютня с короткой шейкой, появился в Японии раньше сямисэн, на нём играют при помощи плектра. Играя на сямисэн, музыканты бива стали пользоваться плектром, что расширило тембральные возможности инструмента.

Если ударить плектром по струнам сямисэн сверху, он заденет не только струны, но и шкуру. Призвук от этого очень напоминает звук от удара по барабану. С другой стороны, если плектр дотрагивается до струн снизу, он не задевает шкуру, и звук получается более нежный. Есть и другой приём: перебирая струны пальцами левой руки, получают ещё более изящный тембр. Возможность придавать самую разнообразную тембральную окраску - отличительная черта сямисэн.

Тембр сямсэн можно варьировать, изменяя струны, шейку и плектр - их размеры, толщину и вес или материал, из которого они сделаны. Есть чуть ли не два десятка видов сямисэн, которые отличаются высотой тона и тембром. Музыканты подбирают тот, который наиболее соответствует их жанру музыки. У всех сямисэн одна и та же длина, но струны, шейка и плектр сильно отличаются, так что регистр одного инструмента может отличаться то регистра другого почти на октаву. Тембр и диапазон звучания западных струнных инструментов в основном определяется их размером, как, например, при использовании альта вместо скрипки. Иногда сямисэн используется для аккомпанемента к громкому повествованию декламатора. Но для гейши, поющей песню о любви, нужны струны более нежного тембра. Для аккомпанемента в Кабуки и для коротких баллад коута требуется свой тембр, и в связи с этим сямисэн был несколько видоизменён. Некоторые другие традиционные инструменты также были немного модифицированы, чтобы добиться нужного тембра, а во время представления музыканты с этой же целью перенастраивают свои инструменты.

Как мы видим, японская традиционная музыка довольно разнообразна. Разнообразие в основном достигается за счет использования различных приёмов для создания широкого тембрального диапазона - "цвета" японской музыки.

 

Автор Камисанго Юко (почетный профессор Токийского национального университета изящных искусств и музыки), журнал Ниппония №22, 2002 ISSN1343-1242

 

 

 

Владивостокское общество дружбы с Японией
E-mail: vlad_japan@mail.ru
Hosted by uCoz